Меню
12+

«Аургазинский Вестник», общественно-политическая газета района

05.07.2019 15:14 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В КРЕПОСТИ ДРЕВНИХ БОГАТЫРЕЙ

Автор: А.ВОРОНЦОВ.

Делегация Аургазинского района побывала на фольклорном празднике в Чувашской Республике

Чебоксарский район Чувашии – побратим Аургазинского района. Уже больше пяти лет муниципальные образования поддерживают тесные связи друг с другом. В 2014 году делегация чебоксарцев посетила наш район, а годом позже аургазинцы побывали в гостях с ответным визитом. В этом году представители Аургазов отправились в деревню Малый Сундырь Чебоксарского района, где проходило празднование Всероссийского акатуя (сабантуй по-чувашски), совмещенного с местным фольклорным торжеством «Хравути пуххи».

В окрестностях деревни пять лет назад построили этнографический комплекс «Чемень карди» или «Крепость Чеменя» (это легендарный герой чувашских сказок). Главная площадь комплекса огорожена. По периметру ограждения расположились избы с подворьями от сельских поселений. По углам – четыре башни, построенные в честь полководцев и героев древности – паттыров (батыров). В центре площади – сцена и деревянный жертвенник – кереметь. По одну сторону площади поставили кафе и мотель для туристов, этнографический музей быта и истории древних суваро-булгар – предков современных чувашей. Другую сторону отвели под поле для исторических реконструкций, где воспроизводят битвы древности. У центрального входа – аллея камней батыров. Удивительно, но один из камней носит имя Салавата Юлаева. Комплекс стал излюбленным местом для проведения народных праздников Чувашской Республики. На фоне его башен даже проходили съемки исторического фильма.

На сцене гостям праздника показали обряд поминовения предков. Жрец-мучавар помолился о даровании хорошей погоды. Главным зрелищем стал свадебный обряд. Местные артисты с точностью воспроизвели приезд жениха, песню-причитание невесты. Дружка жениха символично прошелся хлыстом по танцующим подругам невесты. А новобрачной досталось три удара кнутом от жениха. Впрочем, в дом жениха она поехала уже улыбаясь. После отъезда молодых родители невесты стали угощать гостей и раздавать подарки.

– Считается, что такими ударами изгоняются злые духи. И одновременно жених утверждает себя хозяином семьи. Так и у нас, в Куезбашево, свадьбы проходили в 50-60-е годы. И невесту с подружками кнутами били. И гостей так же угощали. Жаль, что молодежь уже не придерживается обычаев, – поделился впечатлениями один из руководителей нашей делегации Георгий Орлов.

После свадьбы начался праздничный концерт, участниками которого были местные коллективы и артисты из разных уголков России – Самарской, Ульяновской, Иркутской и Тюменской областей, Республики Марий Эл и Татарстана. Зрителям особенно понравилось выступление артиста из Непала Дипендры Мани. Певец – один из любимцев чувашской эстрады. Под его зажигательные частушки кинулись в пляс все гости.

Пока шел концерт, руководители делегаций других регионов прошлись по подворьям, каждое из которых представляло деревни Вурман-Сюктерского сельпоселения (на его территории расположен этнокомплекс). Избы были оформлены предметами быта, а столы заставлены национальными блюдами. Всех гостей встречали хлебом-солью, угощали сырой (национальным чувашским напитком). В одном из подворий представители нашего района – Федор Кузьмин и Георгий Орлов, подарили принимающей стороне ведерко башкирского меда и пригласили чебоксарцев посетить наши праздники.

Хравути пуххи или Хра вудди поххи (произношение верховых и низовых чувашей немного отличается) – традиционный праздник сундырьских чувашей. Переводится как «собрание на дикий чеснок». Жители и уроженцы деревни собираются, чтобы почтить память богатыря Чора или Чора паттыра (чтят его и поволжские татары). По преданию, богатырь, живший в начале XIV века, защищал простых людей от угнетателей, поднимал народ против жадных правителей. В одной из битв враги сразили богатыря. С тех пор каждый год в его честь люди собираются и едят поминальный пирог с начинкой из дикого чеснока. Сейчас овеянный легендами праздник все больше похож на встречу односельчан.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

102